РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Аронова Алла Александровна

Кафедра/Центр

Кафедра теории и истории искусства

Должность

Доцент

Ученая степень

Кандидат искусствоведения, доцент ВАК

Биографические сведения

  • Родилась 24.12.1956, г. Москва
  • Закончила в 1980 г. Московский архитектурный институт
  • 1980-1990 гг. работала архитектором в институтах «Спецпроектреставрация» и «Союзреставрация». Участвовала в реставрационных работах в: усадьбе Вороново (Московская область), мемориальном комплексе «Бородинское поле», Кирилло-Белозерском монастыре
  • 1990-1993 гг. обучалась в очной аспирантуре в Государственном институте искусствознания по специальности 17.00.00 под руководством д.иск. Н.А. Евсиной
  • 1993 г. защитила диссертацию на соискание степени канд. искусствоведения по теме «Архитектурные связи России с Северной Европой в последней четверти 17 – первой четверти 18 вв.»
  • 1991- 2010 гг. штатный преподаватель кафедры истории искусств РГГУ
  • 2010 - н.в. ст. научный сотрудник Сектора искусство Нового времени Государственного института искусствознания и внештатный преподаватель (доцент) кафедры теории и истории искусств РГГУ

Научно-педагогическая деятельность

1991 - н.в. читает лекционные курсы:
  • Анализ памятников объемно-пространственных искусств (архитектура);
  • Теория и история западноевропейской архитектуры XV-XIX вв.;
  • Палладианство в архитектуре XVII-XIX вв.;
  • Проблема городского ансамбля в западноевропейской архитектуре XV-XIX вв.;
  • Искусство эпохи Возрождения;
  • Западно-европейское искусство XVII-XVIII вв.;
  • Русское искусство XVIII века;
  • Архитектура публичного праздника и церемонии в России и Европе XVIII-XX веков.

Сфера научных интересов

Русская архитектура 17-18 вв., временная архитектура в России и Западной Европе в 17-18 вв., собрания архитектурных книг в России 18 в., архитектура и власть в России 18 в.

Публикации

  • Аронова А.А. Пути проникновения западного влияния в русскую культуру последней четверти XVII - начала XVIII вв. // Традиции и современность. Актуальные проблемы изобразительного искусства. М.,1991. С. 49 – 58.
  • Аронова А.А. Северный маньеризм и русская архитектура посл.четв. XVII века. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН. 1991.
  • Аронова А.А. Северный маньеризм или нарышкинское барокко. // Проблемы русской художественной культуры. М., 1991. С. 39 – 42.
  • Аронова А.А. Городская усадьба эпохи классицизма. Сценарий учебного кинофильма. М., Студия “Школфильм”, 1992.(на правах рукописи)
  • Аронова А.А. Загородная усадьба эпохи классицизма. Сценарий учебного кинофильма. М., Студия “Школфильм”, 1992. (на правах рукописи)
  • Аронова А.А. Архитектурные связи России с Северной Европой в посл. четв. XVII - перв.четв. XVIII вв. Автореферат на соис. степени канд. иск. М., 1993.
  • Аронова А.А. Строгановские храмы к. XVII - н. XVIII вв. и их место в истории русской архитектуры. // Памятники истории, культуры и природы Европейской России. Тезисы докладов IV Всероссийской научной конференции. Н. Новгород, 1993. С. 138 – 140.
  • Аронова А.А. Усадьбы Петровского времени. (Проблема художественного выбора) // Памятники истории, культуры и природы Европейской России. Тезисы докладов V Всероссийской научной конференции. Н. Новгород, 1993. С. 140 - 141.
  • Аронова А.А. Маньеризм - классицизм - барокко. // Барокко в России. М., 1994. С. 70 – 80.
  • Аронова А.А. Ранние усадьбы Петровского времени /некоторые наблюдения/. // Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. В. 1 /17/, М., 1994. С. 21 – 25. 
  • Аронова А.А. Западноевропейское искусство к. XIV - к. XIX вв. Учебная программа. Факультет Музеологии РГГУ. М., 1994.
  • Аронова А.А. Черты голландского классицизма в русской архитектуре Петровского времени. // Россия и Голландия. 300 лет сотрудничества. М., 1995. С. 79 – 83.
  • Аронова А.А. Западные архитектурные книги в русской архитектурной практике XVII в. // Древняя Русь и Запад. Книга резюме. М., 1996. С. 199 – 202.
  • Аронова А.А. Графика начала XVIII века как источник представлений о ранних усадьбах Петровского времени. // Источники по истории русской усадебной культуры. Я.Поляна - Москва, 1997. С. 84 – 90.
  • Аронова А.А. Русская архитектура в период перехода от Средневековья к Новому времени. Рукопись сценария главы для СD-ROM диска “Культура России переходного периода от Средневековья к Новому времени”, РГГУ.1997 (на правах рукописи)
  • Аронова А.А. Самодержец Российский или волонтер посольский: парадокс об одном актере. //Sociobiology of Ritual and Group Identity: A Homology of Animal and Human Behavior and Concepts of Human and Behavior Patterns in the Cultures of the East and the West: Interdisciplinary Approach. Moscow 1998. Р. 63 – 64.
  • Аронова А.А. Русская архитектурная практика начала XVIII века в свете голландских впечатлений Великого посольств // Перт Великий – реформатор России. К 300-летию Великого посольства Петра I в Западную Европу. Тезисы докладов международной научной конференции 18-20 ноября 1998 г.). Музеи Кремля. М., 1998. С. 35 – 36.
  • Аронова А.А. Воля Петра и сила обстоятельств: первые десять лет архитектурной истории Петербурга // Архитектура в истории русской культуры. В. 4. Власть и творчество. М., 1999. С. 92 - 99.
  • Аронова А.А. Усадьба Николая Бидлоо: первый голландский сад в Москве // Русская усадьба. В. 5 (21). М., 1999. С. 181-194.
  • Аронова А.А. Николас Бидлоо - врач-профессионал и архитектор-любитель. // Петровское время в лицах. Краткое содержание докладов научных чтений. Спб., 1999. С. 5 - 8.
  • Аронова А.А. Искусство первой половины XIX века. Живопись Англии. // Энциклопедия для детей. Искусство. Т. 7. Ч. 2. М., Аванта +. С. 247 – 257.
  • Аронова А.А. Искусство первой половины XIX века. Искусство России. // Энциклопедия для детей. Искусство. Т. 7. Ч. 2. М., Аванта +. С. 265 – 278, 281, 292.
  • Аронова А.А. Искусство второй половины XIX века. Введение. Искусство Западной Европы. Живопись Франции. Архитектура и скульптура. Живопись Англии. // Энциклопедия для детей. Искусство. Т. 7. Ч. 2. М., Аванта +. С. 298 – 344, 348 – 356.
  • Аронова А.А. Искусство рубежа XIX – XX веков. Введение. Искусство Западной Европы. Архитектура. Скульптура. Модерн и символизм в живописи и графике. // Энциклопедия для детей. Искусство. Т. 7. Ч. 2. М., Аванта +. С. 398 – 425, 432 – 442, 453 - 458.
  • Аронова А.А. «Правило о пяти чинех Джакомо Барроция Давигнолы». Первая архитектурная грамматика в России. // Искусствознание 1’ 00. М., 2000. С. 287 – 298.
  • Аронова А.А. Анализ памятников архитектуры. Программа лекционного курса. М., 2000.
  • Аронова А.А. История архитектуры и градостроительства Москвы. Программа лекционного курса. М., 2000.
  • Аронова А.А. Самодержец Российский или волонтер посольский: парадокс об одном актере. // 18 век: Ассамблея искусств. Взаимодействия искусств в русской культуре 18 века. М., 2000. С. 194 – 203.
  • Аронова А.А. Последние дни архитектора Петра Еропкина // Петровское время в лицах. Тезисы докладов. СПб., 2000. С. 25-30.
  • Аронова А.А. «Метаморфозис» в русской церковной архитектуре на рубеже 17-18 веков. // Восток-Россия-Запад. Международная научная конференция. Тезисы докладов. Государственный Эрмитаж. С.-Петербург.2001. С. 13-19.
  • Аронова А.А. Сады Петра Великого: личная страсть или государственная целесообразность. // Искусствознание - 1/01. М., 2001. С. 263 – 275.
  • Аронова А.А. Петропавловская крепость: градостроительный миф или историческая реальность. // Искусствознание - 2/01. М., 2001. С. 370 – 380. 
  •  Аронова А.А. Русское искусство 18 – пер. тр. 19 вв. Программа лекционного курса. М., 2001.
  • Аронова А.А. Архитектурная практика начала 18 века в свете голландских впечатлений Великого посольства // Искусствознание – 1/02. М., 2002. С. 356 – 367
  • Аронова А.А. «Северный маньеризм» как форма художественного мышления переходного времени. К вопросу об особенностях «нарышкинского стиля» // Искусствознание – 2/02. М., 2002. С. 334 – 374
  • Аронова А.А. «…приятный дом в итальянском стиле…»: «Италия» в России петровского времени // Искусствознание 2/03. М., 2003. С.56 – 67
  • Аронова А.А. St. Peter and Paul Fortress in S-Petersburg: Town-Planning Myth and Historical Reality // Rossica. Spring/Summer 2003, 10/11. P. 26 – 38.
  • Аронова А.А. Церемониальные новации Лжедмитрия I: случайность или сознательный выбор // Искусствознание 2/05. М., 2005. С. 156 – 182.
  • Аронова А.А. «Свадьба Лжедмитрия и Марины Мнишек: европейский церемониальный спектакль на российской сцене» // Пинакотека. 2005. С. 6 - 17;
  • Аронова А.А. 73 дня из жизни архитектора Петра Еропкина // Век Просвещения. Вып. 1. М., 2006. С. 439 – 451.
  • Аронова А.А. Василий Иванович Баженов // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 2. М., 2006. С. 329 – 340.
  • Аронова А.А. Азовский триумф 1696 года как первое государственное торжество Петра I. К вопросу о сложении сценографии публичного праздника Нового времени // Искусствознание 2/06. М., 2006. С. 61 – 83.
  • Аронова А.А. Кремль как театр // Московское наследие № 1. 2006. С. 74 -80.
  • Аронова А.А. К вопросу об источниках происхождения некоторых форм в русской архитектуре Позднего Средневековья. // Искусствознание 1-2/07. М., 2007. С. 54 -55.
  • Аронова А.А. Императорский финал: Погребение Петра I как последнее придворное торжество государя-реформатора // Искусствознание 3-4/07. М., 2007. С. 108 – 142.
  • Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV – середины XVIII века. М., 2007.43 статьи.
  • Аронова А.А. Коронационные торжества в Кремле: 1724, 1730, 1741, 1762. К проблеме архитектурного оформления праздника. (Тезисы доклада) // К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Московского Кремля. М., 2008. С. 9 - 11.
  • Аронова А.А. Отношение к наследию А.Палладио в русской архитектурной практике первой трети XVIII века // Искусствознание 3-4/ 2009. C. 15-32.
  • Аронова А.. К вопросу о природе ордера в русской архитектуре позднего Средневековья //Древнерусское искусство: Идея и образ. Опыт изучения визуального и русского искусства. Отв. ред. А.Л.Баталов и А.С.Смирнова. М.: Северный паломник, 2009 (выш в 2010). С. 16 – 27.
  • Аронова А.А. Огненные сады Елизаветы Петровны // Искусствознание 3-4/ 2012. C.239-261.
  • Аронова А.А. К проблеме архитектурного оформления праздника. (Тезисы доклада) // К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Московского Кремля. М., 2008. С. 9 - 11.
  • Аронова А.А. Иконография Полтавского триумфа. // "Полтавская битва и ее международное значение" Международная научная конференция. Москва, Музеи Кремля, 2009.С. 10 - 15.
  • Аронова А.А. Коронационные торжества в Кремле в первой половине и середине 18 в.: К проблеме архитектурного оформления праздника // Московский Кремль XV столетия. Т. 2. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет. М: Арт-Волхонка, 2011. С. 330-344.
  • Аронова А.А. Итальянские архитектурные книги в российских собраниях первой половины 18 в. // Россия – Италия. Общие ценности. XVII Царскосельская научная конференция. 28-30 ноября 2011 года. СПб., 2011. С. 69-79.
  • Аронова А.А. Польский парапет и его отражение в русской архитектуре конца 17 в. //Россия-Польша: Два аспекта европейской культуры. XVIII Царскосельская научная конференция. Сборник научных статей. СПб., 2012. С. 22-32.
  • Аронова А.А. Польский парапет и его отражение в русской архитектуре позднего 17 века. // Искусствознание. 1-2. 2013. С. 287-305.
  • Аронова А.А. Отражение идей Анре Ленотра в садово-парковом искусстве России первой трети 18 века // Искусствознание. 3-4. 2013. С. 7- 27.
  • Аронова А.А. «Огненные сады» русского двора первой половины 18 века // Русское искусство. III/2013. С. 36-46.
  • Аронова А.А. Церковь Рождества Божьей Матери в селе Подмоклово князя Г.Ф.Долгорукова: к вопросу об источниках архитектурного проекта // Труды Государственного Эрмитажа. LXXIV. Петровское время в лицах. СПб., 2015. С. 55-65.
  • А.А.Аронова. Центрические храмы в архитектуре петровского времени: источники и заказчики // VII Международный петровский конгресс «Петровские памятники России и Европы: изучение, сохранение, культурный туризм». Тезисы докладов. СПб., 2015. С. 25-26.
  • Аронова А.А. Картина и оконный проём: проблема обрамления. некоторые наблюдения // Рама как объект искусства. Материалы конференции. ГТГ. 2015.
  • Аронова А. А. «Печальная» архитектура Западной Европы в эпоху барокко: некоторые наблюдения // «Вопросы всеобщей истории архитектуры». Программа и тезисы докладов конференции. Научный совет по историко-теоретическим проблемам искусствознания Отделения историко-филологических наук РАН, НИИТАГ, ГИИ. 16 -17 июня 2016 года. ГИИ, Козицкий пер.– электронная публикация - http://www.niitiag.ru/events/upcoming/konferenciya_voprosy_vseobschey_istorii_arhitektury_2016_progr... 
  • Аронова А. Коронационные декорации как политический текст: Екатерина I – Екатерина II // 7-я Международная конференция «Актуальная проблема теории и истории искусства». Тезисы докладов. СПб., 2016. С. 89.
  • Аронова А. Последнее торжество императрицы Елизаветы Петровны // Искусствознание.2016. №3. С. 98-135.
  • Аронова А.А. Коронационные декорации как политический текст: Екатерина I – Екатерина II // Искусствознание. 2017. № 3. С. 170-209.
  • A History of Russian Exposition and Festival Architecture. 1700-2014. Edited by Alla Aronova, Alexander Ortenberg. Routledge, 2018. 328 p. 72 b/w Illus.

Переводы

Аронова А.А. St. Peter and Paul Fortress in S-Petersburg: Town-Planning Myth and Historical Reality // Rossica. Spring/Summer 2003, 10/11. P. 26 – 38.


Обновлено: 11.08.2021 13:57:55
Версия для печати