В рамках Научного семинара ИВГИ
Доклад историка культуры, независимого исследователя Алексея Котельваса
"Поза в портретах Валентина Серова: опыт историко-культурной контекстуализации"
22 мая с 16 до 18
157 ауд
Аннотация:
Предметом анализа стали позы в портретном творчестве Валентина Серова. Автор концентрируется на анализе работ 1900-1911 годов, когда позы моделей приобретают наибольшее разнообразие, ограничиваясь краткой характеристикой предшествующего периода.
В качестве текстуальных источников, позволяющих интерпретировать портретные изображения, привлекаются тексты дневников, письма, мемуары, рецензии с прижизненных выставок художника. Среди нестандартных источников можно назвать пособия по этикету, описывающие нормативные позы начала ХХ века.
Также автор идёт по пути визуальной контекстуализации творчества Серова, сопоставляя его работы с портретной традицией предшествующих эпох и творчеством современников. Работы художника также подвергаются сопоставлению с иллюстрациями модных журналов начала века, что предпринимается впервые.
Методологическую основу исследования составляет концепция культурной репрезентации Стюарта Холла и работы его коллег по британской школе культурных исследований.
Репрезентация культурных смыслов через позу рассматривается автором в трёх аспектах: конвенции телесности, гендерная и классовая идентичности.
1. Поза и телесность
Показывается, как меняющиеся в начале ХХ века идеалы телесности привели к радикальному изменению поз в портретном творчестве Серова и в визуальной культуре его времени.
2. Поза как обозначение гендерной роли
На материале творчества Серова показывается, как поза служит средством обозначения гендерной роли.
Приводятся примеры гендерной диффузии:
- позы мужчин творческих профессий заимствуют многое из женского портрета;
- появляется тип строгой женской позы, по характеристикам приближающийся к мужской;
- появляется тип частного портрета людей, облечённых властью, ранее характерный только для женских изображений.
3. Поза и социальный статус
Проводится типологическое сравнение портретов представителей высшего дворянства с традицией европейской живописи эпохи Рококо.
Впервые указывается на типологическое сходство некоторых произведений Серова с русским купеческим портретом. Автор утверждает, что «купеческая» поза является для Серова средством социального маркирования, когда он изображает купеческих жён.
Заказ пропусков для гостей - ivgi@rggu.ru (необходимо прислать ФИО полностью не позднее 21 мая).