РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Мероприятия, события, объявления


08.05.2019

Доклад Ольги Вайнштейн «Тайный сад» Эдит Уортон: поэтика моды в нью-йоркской трилогии


В рамках Научного семинара ИВГИ

Доклад

«Тайный сад» Эдит Уортон: поэтика моды в нью-йоркской трилогии

15 мая в 16:00

157 ауд. 7 к.



Докладчик - Ольга Борисовна Вайнштейн, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИВГИ им. Е.М. Мелетинского 

Предметом нашего анализа являются романы нью-йоркской трилогии американской писательницы Эдит Уортон (1862-1937): «The House of Mirth» (в русском переводе «В доме веселья», 1905); «The Сustom of the Сountry” («Обычай страны», 1913) и «The Age of Innocence», («Век невинности», 1920). Последний роман был удостоен Пулитцеровской премии 1921 года. Во всех романах нью-йоркской трилогии мода играет особую роль, являясь особо значимым культурным кодом. 

Функция модной одежды и женской красоты в текстах Э. Уортон интерпретируется как способ конструирования социальной идентичности. Анализ текстов производится в рамках концепции «Pаssing»: проблематика принятия и неприятия в определенной социальной группе и попытки выхода за пределы этой группы. Так, «уместность» или «неуместность» наряда и манер главной героини «Века Невинности» Эллен Оленской выступает как знак ее неполной адаптации в светском обществе Нью-Йорка в 1870-е годы. Социальная успешность Лили Барт («В доме Веселья») в основном конструируется через язык костюма и семиотику красоты. Поэтика моды в данном случае отражает стратегии перформативного “dressing up”.

Помимо моды, в романах Э. Уортон актуализируются два основных дискурса, описывающие поведение персонажей: «Теория праздного класса» Т. Веблена и дарвиновская теория естественного отбора. Вебленовская тема «выставления напоказ» достигает кульминации в главе, посвященной «живым картинам», когда женское тело становится объектом визуального потребления. 

Особо анализируется влияние на поэтику Эдит Уортон творчества У. Теккерея. Главная героиня «Обычая страны» Ундина Спрагг во многом напоминает Бекки Шарп; типологическое сходство обнаруживают эпизоды с «живыми картинами».

Заказ пропусков для гостей - не менее, чем за сутки до мероприятия. ivgi@rggu.ru


untitled.png